Как у фигуристов не кружится голова

8 вопросов о фигурном катании, которые не давали нам спокойно спать

Как у фигуристов не кружится голова

Говорят, за последнее время интерес зрителей к фигурному катанию стал чуть ли не сильнее, чем к футболу или хоккею. А вместе с интересом появилось множество вопросов, ответы на которые иногда оказываются весьма неожиданными.

Некоторые секреты этого потрясающе красивого вида спорта.

1. Почему фигурное катание так называется?

До 1990 года, помимо соревнований в короткой и произвольной программах, фигуристы состязались в исполнении обязательных фигур на льду. Их также называли «обязательной программой», «школьными фигурами», «школой».

Судьи оценивали мастерство спортсмена в вычерчивании на льду различных фигур («круг», «параграф», «петля» и другие), а оценка за «школу» когда-то составляла весомую часть итогового результата. Со временем удельный вес оценки снижали, и во многом под давлением телевидения эту часть программы отменили.

Вот откуда фигурное катание получило свое название. А здесь можно посмотреть, как спортсмены соревновались в выполнении обязательной программы.

2. Какие элементы запрещено выполнять?

Все элементы фигурного катания строго регламентированы, и, конечно, фигуристы не стремятся исполнять на льду опасные трюки. Но были и исключения.

Так, на Олимпийских играх в 1998 году в Нагано французская фигуристка Сурия Бонали исполнила запрещенное правилами сальто назад.

Выглядело это довольно эффектно и пугающе, а выполнила этот элемент фигуристка скорее в качестве протеста: в начале своей программы она упала и, понимая, что шансов на медали у нее нет, таким образом попыталась добавить своему выступлению эффектности. И у нее это получилось!

Помимо сальто в фигурном катании также запрещены:

прыжки навстречу партнеру; каскады из 4 и более прыжков; вращательные движения, когда партнер вращает партнершу в воздухе вокруг себя, держа ее за руку или за ногу; лежание на льду и длительное и/ или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы; некоторые другие элементы.

3. Зачем фигуристки натягивают колготки на коньки?

Это не совсем колготки, а скорее лосины, изготовленные из эластичного спандекса. Обычно подобным образом их натягивают только женщины. Как оказалось, для этого у них имеется несколько причин:

Основная причина — защита коньков от повреждений. Дело в том, что за сезон фигуристы стараются износить максимум одну пару коньков (и разнашивать их — удовольствие так себе), а такие чехлы-колготки сохраняют опрятный вид главного инструмента фигуриста или скрывают уже истрепавшиеся коньки. Еще одна немаловажная причина — это защита от расшнуровывания.

С чехлами-колготками вероятность такой оплошности сводится к нулю. Правда, в последнее время фигуристки закрепляют шнуровку специальным скотчем, так что и заметить его можно не сразу. И, наконец, некоторые фигуристки натягивают колготки поверх коньков для того, чтобы удлинить ноги.

Им кажется, что коньки зрительно «рубят» ногу, а такой трюк помогает сгладить линии.

4. Откуда появились названия прыжков?

Большинство прыжков в фигурном катании называются по именам своих создателей. Сальхов, аксель, риттбергер и лутц были придуманы шведским фигуристом Ульрихом Сальховым, норвежским фигуристом Акселем Паульсеном, немецким фигуристом Вернером Риттбергером и австрийским фигуристом Алоисом Лутцем.

Только два прыжка имеют другую историю. Флип происходит от английского слова flip — «щелчок», который слышится во время исполнения данного прыжка. А вот прыжок тулуп не имеет никакого отношения к одежде. Его название образовано от двух английских слов: toе — «носок», и loop — «петля». Другими словами, тулуп означает «петлю на носке».

5. Как у фигуристов не кружится голова от вращений и прыжков?

Кружится, но не так сильно, как у неподготовленного человека.

За годы тренировок вестибулярный аппарат фигуриста привыкает к высоким нагрузкам, что позволяет ему исполнять многократные вращения, прыжки и дорожки шагов во время одной программы.

Российский тренер Алексей Мишин вместе с инженерами создал специальный аппарат для тренировки вестибулярного аппарата: крутящийся блин с мотором, который позволяет учиться держать равновесие и подготавливает к прыжкам на льду.

6. Какие прыжки самые трудные в исполнении?

Спортсмены испытывают колоссальные перегрузки во время исполнения прыжков: даже больше, чем при полете в космос.

В мужском одиночном катании на сегодняшний день уже активно идет битва четверных прыжков, за чистое исполнение которых можно получить самые высокие оценки.

Так, американец Нэтан Чен первым в истории выполнил 6 четверных прыжков в одной программе. Мужчины исполняют все виды четверных прыжков, кроме акселя.

Среди девушек четверные прыжки еще не стали нормой: первой среди женщин его исполнила японка Мики Андо (это был четверной сальхов), но настоящими королевами четверных на сегодняшний день являются две юниорки из России — Александра Трусова и Анна Щербакова. Пока сложно сказать, как скоро эти элементы станут обязательными для победы на взрослом уровне.

Отдельно стоит упомянуть тройной аксель — единственный прыжок, который исполняется с движения вперед, поэтому в нем не целое число оборотов. Так, в тройном акселе, по сути, три с половиной оборота, и именно по этой причине он довольно «дорого» стоит.

Именно по этой же причине четверной аксель пока что так никому и не покорился. Большинство мужчин владеют тройным акселем, а вот у женщин за всю историю фигурного катания его прыгали лишь единицы.

Среди действующих спортсменок этот прыжок умеют прыгать россиянка Елизавета Туктамышева и японка Рика Кихира.

7. Соревнуются мужчины, женщины и пары. Или это еще не все?

Не все. В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Последнее не включено в программу официальных соревнований, и по данному виду проводят отдельный чемпионат. Также в программу Олимпийских игр с 2014 года входят командные соревнования.

Есть еще один вид — это катание «четверок», когда на льду выступают две пары. Он популярен в Канаде и Америке, но соревнования в нем на международном уровне не проводятся.

8. Кто самый титулованный спортсмен в истории фигурного катания?

Если судить по количеству золотых медалей на Олимпийских играх, то расклад получается следующим:

В женском одиночном катании лидирует норвежка Соня Хени: она 3 раза подряд становилась олимпийской чемпионкой в далеких 1928, 1932, 1936 годах. Среди мужчин больше всего золотых медалей у шведа Йиллиса Графстрема, которому удалось за всю карьеру стать 3-кратным олимпийским чемпионом, а также выиграть серебряную медаль.

Стоит отметить и успехи Евгения Плющенко, в чьей копилке 4 олимпийские медали: личное золото Турина и командное золото Сочи, а также 2 серебра.

В танцах на льду безусловными лидерами по олимпийским медалям сегодня являются Тесса Вертью и Скотт Моир — 3-кратные олимпийские чемпионы (в 2010 году, в 2018 году в личном первенстве, в 2018-м — в командном).

Еще одна рекордсменка — Ирина Роднина, которая вместе со своими партнерами Алексеем Улановым и Александром Зайцевым стала 3-кратной олимпийской чемпионкой в парном фигурном катании. Своеобразный рекорд принадлежит российским фигуристам, которые становились победителями во всех когда-либо существовавших дисциплинах в фигурном катании.

published on cemicvet.ru according to the materials nathoncharova.livejournal.com — fern flower

Опубликовал: Инга Прознич

Источник: https://cemicvet.mediasole.ru/8_voprosov_o_figurnom_katanii_kotorye_ne_davali_nam_spokoyno_spat

Восемь наивных вопросов о фигурном катании

Как у фигуристов не кружится голова

Без таланта и дисциплины рекорд не установить, но ещё спортсменам помогает наука — физика, химия, материаловедение, медицина. Чтобы разобраться в этом, мы собрали самые популярные вопросы о фигурном катании и попросили ответить на них учёных и самих фигуристов.

Потому что отличаются особенной устойчивостью вестибулярного аппарата. Если попросить фигуриста и другого спортсмена встать и не двигаться, именно фигурист дольше сохранит равновесие. Это качество важно и для меткой стрельбы. Николай Панин-Коломенкин, первый олимпийский чемпион в истории России (1908), был не только фигуристом, но и прекрасным стрелком.

Тренер Алексей Мишин вместе с инженером Виктором Шапиро создали известный ныне во всём мире тренажёр для тренировки вестибулярного аппарата — ротатор. С помощью этого устройства спортсмены учатся держать равновесие и готовятся к исполнению прыжков на льду.

Ротатор представляет собой вращающийся блин с мотором и обгонной муфтой — двумя металлическими кольцами, вставленными одно в другое. Муфта обеспечивает плавность движения.

Эта деталь также используется в пусковых системах двигателей внутреннего сгорания, генераторах, велосипедах, вертолётах.

Текст помогли подготовить: Алексей Мишин, фигурист, чемпион СССР в парном катании, заслуженный тренер СССР и России Дмитрий Пороховниченко, научный сотрудник физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Бетина Попова, российская фигуристка, выступающая в танцах на льду, серебряный призёр финала Кубка России вместе с Сергеем Мозговым (2017) Ольга Ермолина, пресс-атташе Федерации фигурного катания России Ольга Тимохова, специалист по конькам

Исполняя прыжок в четыре оборота, спортсмен в течение долей секунды испытывает перегрузку 10 g. Космонавт при спуске с орбиты — 4–6 g.

В парном катании, когда партнёр поднимает партнёршу в сложной поддержке над головой, нагрузка на спину может достигать 800 кг. При приземлении после прыжка взрослый спортсмен испытывает нагрузку на колени и голеностоп в 500 кг. Если хотите почувствовать что-то подобное, попрыгайте с мешком картошки без обуви.

Конечно, на взрослого мужчину и девочку-подростка нагрузка приходится разная: важен каждый грамм веса и каждый сантиметр роста.

19 октября начинается одно из главных ежегодных событий в мире фигурного катания — серия Гран-при, в которой выступают лучшие фигуристы планеты.

Когда спортсмен выполняет четверной тулуп (классический прыжок в современном мужском одиночном катании), скорость его вращения равна 5–6 оборотам в секунду. Как у колеса автомобиля, который едет на 50 км/ч. Перед прыжком спортсмен катится со средней скоростью велосипедиста — 25 км/ч.

Около 40 см. Максимальная — от 80 см и выше. Например, в копилке серебряного призёра Олимпийских игр — 2018 в командном соревновании, бронзового призёра чемпионата мира 2018 года, двукратного чемпиона России Михаила Коляды есть четверной лутц, исполняя который он оказался в 80–85 см надо льдом.

Высота подкрутки партнёрши варьируется от 2,4 до 3 м надо льдом, а при исполнении выброса — от 70 до 140 см. Поэтому, как бы серьёзно ни относились к своему питанию одиночники, девушки в парных видах фигурного катания следят за весом ещё строже.

— За последние десять лет усложнилась прыжковая часть: число оборотов выросло до четырёх, повысилась плотность исполнения элементов, увеличилась сложность соединительных шагов, вращений, скольжения. Возросли технические требования к исполнению элементов. Сегодня спортсмен должен быть ещё более выносливым и координированным, чем раньше.

Заслуженный тренер России Алексей Мишин:

Сам по себе лёд не очень скользкий. Эффект скольжения достигается за счёт тонкого слоя воды между льдом и лезвием конька. Будучи очень острым, конёк оказывает на лёд большое давление, понижающее температуру его плавления, и лёд подтаивает при минусовой температуре. Естественно, эта тончайшая плёнка воды мгновенно замерзает, как только конёк спортсмена перестаёт оказывать на неё давление.

Одним из параметров, влияющих на физические свойства льда и, как следствие, лёгкость скольжения, является жёсткость воды, которая зависит от количества и состава примесей. Чем примесей меньше, тем вода мягче.

Лёд из мягкой воды предпочтительнее, так как он уменьшает сопротивление скольжению. Если температура льда низкая, то он твёрже и скользить труднее.

Но слишком мягкий лёд при более высокой температуре тоже становится проблемой, так как конёк может врезаться глубоко в лёд.

Каблуки необходимы для равномерного распределения веса. А ещё у фигурных коньков есть зубчики для выполнения шагов, прыжков, вращений.

Нет. Золото — слишком мягкий металл. Лезвия для коньков делают из легированной стали — из-за высокой прочности, надёжности и лёгкости её используют также при строительстве зданий, мостов, изготовлении брони.

Покрытие лезвия конька обычно хромовое и никелевое. Для раскатки новых коньков используют силиконовые прокладки, чтобы снизить вероятность повреждения ног.

Вес фигурных коньков достигает 2 кг. Трудно представить, каково это, но спортсмены в такой тяжёлой обуви делают в одной программе до 10 прыжков в 2, 3 и даже 4 оборота.

Из стрейчевых тканей. Очень популярен бифлекс (от англ. bi — два, flexible — гибкий, тянущийся) — синтетический материал, в состав которого входят микрофибра, лайкра, эластан. Всё это синтетические волокна, а именно сегментированный полиуретан,

который является продуктом нефтепереработки. Полиуретан применяется в тяжёлой и лёгкой промышленности, строительстве, медицине.

Бифлекс получают путём прядения: на станке нити переплетают между собой в хорошо тянущееся полотно, в котором волокна не образуют продольных и поперечных линий, как в натуральных тканях. Получается плотная и лёгкая, несминаемая и мягкая ткань, которая не вызывает аллергии и позволяет коже дышать.

Источник: https://ology.sh/comprehend/vosem-naivnykh-voprosov-o-figurnom-katanii/

8 вопросов о фигурном катании, которые не давали нам спокойно спать

Как у фигуристов не кружится голова

Говорят, за последнее время интерес зрителей к фигурному катанию стал чуть ли не сильнее, чем к футболу или хоккею. А вместе с интересом появилось множество вопросов, ответы на которые иногда оказываются весьма неожиданными.

В преддверии главных стартов сезона AdMe.ru окунулся в мир фигурного катания и готов раскрыть некоторые секреты этого потрясающе красивого вида спорта.

© ASSOCIATED PRESS/East News, © wikipedia.org

До 1990 года, помимо соревнований в короткой и произвольной программах, фигуристы состязались в исполнении обязательных фигур на льду. Их также называли «обязательной программой», «школьными фигурами», «школой».

Судьи оценивали мастерство спортсмена в вычерчивании на льду различных фигур («круг», «параграф», «петля» и другие), а оценка за «школу» когда-то составляла весомую часть итогового результата. Со временем удельный вес оценки снижали, и во многом под давлением телевидения эту часть программы отменили.

Вот откуда фигурное катание получило свое название. А здесь можно посмотреть, как спортсмены соревновались в выполнении обязательной программы.

© Kimimasa Mayama / pictures.reuters, © Mark Baker / pictures.reuters

Все элементы фигурного катания строго регламентированы, и, конечно, фигуристы не стремятся исполнять на льду опасные трюки. Но были и исключения.

Так, на Олимпийских играх в 1998 году в Нагано французская фигуристка Сурия Бонали исполнила запрещенное правилами сальто назад.

Выглядело это довольно эффектно и пугающе, а выполнила этот элемент фигуристка скорее в качестве протеста: в начале своей программы она упала и, понимая, что шансов на медали у нее нет, таким образом попыталась добавить своему выступлению эффектности. И у нее это получилось!

Помимо сальто в фигурном катании также запрещены:

  • прыжки навстречу партнеру;
  • каскады из 4 и более прыжков;
  • вращательные движения, когда партнер вращает партнершу в воздухе вокруг себя, держа ее за руку или за ногу;
  • лежание на льду и длительное и/ или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
  • некоторые другие элементы.

© AP/EAST NEWS, © imago/Xinhua/EAST NEWS

Это не совсем колготки, а скорее лосины, изготовленные из эластичного спандекса. Обычно подобным образом их натягивают только женщины. Как оказалось, для этого у них имеется несколько причин:

  • Основная причина – защита коньков от повреждений. Дело в том, что за сезон фигуристы стараются износить максимум одну пару коньков (и разнашивать их – удовольствие так себе), а такие чехлы-колготки сохраняют опрятный вид главного инструмента фигуриста или скрывают уже истрепавшиеся коньки.
  • Еще одна немаловажная причина – это защита от расшнуровывания. С чехлами-колготками вероятность такой оплошности сводится к нулю. Правда, в последнее время фигуристки закрепляют шнуровку специальным скотчем, так что и заметить его можно не сразу.
  • И, наконец, некоторые фигуристки натягивают колготки поверх коньков для того, чтобы удлинить ноги. Им кажется, что коньки зрительно “рубят” ногу, а такой трюк помогает сгладить линии.

© depositphotos.com, © ASSOCIATED PRESS/East News

Большинство прыжков в фигурном катании называются по именам своих создателей. Сальхов, аксель, риттбергер и лутц были придуманы шведским фигуристом Ульрихом Сальховым, норвежским фигуристом Акселем Паульсеном, немецким фигуристом Вернером Риттбергером и австрийским фигуристом Алоисом Лутцем.

Только два прыжка имеют другую историю. Флип происходит от английского слова flip — «щелчок», который слышится во время исполнения данного прыжка. А вот прыжок тулуп не имеет никакого отношения к одежде. Его название образовано от двух английских слов: toе — «носок», и loop — «петля». Другими словами, тулуп означает «петлю на носке».

© MARKKU ULANDER/AFP/East News

Кружится, но не так сильно, как у неподготовленного человека.

За годы тренировок вестибулярный аппарат фигуриста привыкает к высоким нагрузкам, что позволяет ему исполнять многократные вращения, прыжки и дорожки шагов во время одной программы.

Российский тренер Алексей Мишин вместе с инженерами создал специальный аппарат для тренировки вестибулярного аппарата: крутящийся блин с мотором, который позволяет учиться держать равновесие и подготавливает к прыжкам на льду.

© DON MACKINNON/AFP/East News

Спортсмены испытывают колоссальные перегрузки во время исполнения прыжков: даже больше, чем при полете в космос.

В мужском одиночном катании на сегодняшний день уже активно идет битва четверных прыжков, за чистое исполнение которых можно получить самые высокие оценки.

Так, американец Нэтан Чен первым в истории выполнил 6 четверных прыжков в одной программе. Мужчины исполняют все виды четверных прыжков, кроме акселя.

Среди девушек четверные прыжки еще не стали нормой: первой среди женщин его исполнила японка Мики Андо (это был четверной сальхов), но настоящими королевами четверных на сегодняшний день являются две юниорки из России — Александра Трусова и Анна Щербакова. Пока сложно сказать, как скоро эти элементы станут обязательными для победы на взрослом уровне.

Отдельно стоит упомянуть тройной аксель — единственный прыжок, который исполняется с движения вперед, поэтому в нем не целое число оборотов. Так, в тройном акселе, по сути, три с половиной оборота, и именно по этой причине он довольно «дорого» стоит.

Именно по этой же причине четверной аксель пока что так никому и не покорился. Большинство мужчин владеют тройным акселем, а вот у женщин за всю историю фигурного катания его прыгали лишь единицы.

Среди действующих спортсменок этот прыжок умеют прыгать россиянка Елизавета Туктамышева и японка Рика Кихира.
© ASSOCIATED PRESS/East News

Не все. В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Последнее не включено в программу официальных соревнований, и по данному виду проводят отдельный чемпионат. Также в программу Олимпийских игр с 2014 года входят командные соревнования.

Есть еще один вид — это катание «четверок», когда на льду выступают две пары. Он популярен в Канаде и Америке, но соревнования в нем на международном уровне не проводятся.

© EAST NEWS, © ASSOCIATED PRESS/East News

Если судить по количеству золотых медалей на Олимпийских играх, то расклад получается следующим:

  • В женском одиночном катании лидирует норвежка Соня Хени: она 3 раза подряд становилась олимпийской чемпионкой в далеких 1928, 1932, 1936 годах.
  • Среди мужчин больше всего золотых медалей у шведа Йиллиса Графстрема, которому удалось за всю карьеру стать 3-кратным олимпийским чемпионом, а также выиграть серебряную медаль. Стоит отметить и успехи Евгения Плющенко, в чьей копилке 4 олимпийские медали: личное золото Турина и командное золото Сочи, а также 2 серебра.
  • В танцах на льду безусловными лидерами по олимпийским медалям сегодня являются Тесса Вертью и Скотт Моир — 3-кратные олимпийские чемпионы (в 2010 году, в 2018 году в личном первенстве, в 2018-м — в командном).
  • Еще одна рекордсменка — Ирина Роднина, которая вместе со своими партнерами Алексеем Улановым и Александром Зайцевым стала 3-кратной олимпийской чемпионкой в парном фигурном катании.
  • Своеобразный рекорд принадлежит российским фигуристам, которые становились победителями во всех когда-либо существовавших дисциплинах в фигурном катании.

А вы любите фигурное катание?

Фото на превью AP/EAST NEWS

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/8-voprosov-o-figurnom-katanii-kotorye-ne-davali-nam-spokojno-spat-1990815/

Как у фигуристов не кружится голова

Как у фигуристов не кружится голова

Когда мы кружимся на аттракционах или танцполе, то часто теряем ориентацию в пространстве. Как же профессиональным спортсменам, например фигуристам, удается не только устоять на ногах, но и продолжать выполнение программы после сальто и тройных тулупов?

Короткий ответ — тренировка. Однако для того, чтобы по-настоящему понять, почему фигуристы могут крутиться без приобретения головокружения, следует рассмотреть, как работает вестибулярная система, устройство в нашем внутреннем ухе, которое помогает поддерживать нас в вертикальном положении.

Эта система содержит специальные чувствительные нервные клетки, которые могут определять скорость и направление, при котором движется наша голова. Датчики тесно связаны с нашими движениями глаз и с нашим восприятием положения собственного тела и перемещения в пространстве.

Например, если мы повернем голову вправо, а глаза при этом останутся наведенными на объект прямо перед нами, наши глаза, естественно, будут двигаться влево с той же скоростью.

Это непроизвольная реакция позволяет нам оставаться сфокусированными на неподвижном объекте, пишет научное издание Scientific American.

Пресловутый тройной тулуп является более сложным случаем.

Когда мы перемещаем голову во время вращения вокруг своей оси, наши глаза начинают двигаться в противоположном направлении, но достигают своего предела, прежде чем наша голова завершает полный оборот на 360 градусов.

Таким образом, наши глаза возвращаются к стартовой позиции. Это повторяется несколько раз, что приводит к так называемому нистагму — колебательным движениям глаз высокой частоты, благодаря чему мы и получаем головокружение.

Фигуристы подавляют головокружение, тренируясь противодействовать нистагму с помощью другого типа движения глаз, которое называется оптокинетический нистагм.

Это явление происходит, например, когда мы едем в поезде и пытаемся смотреть на близко расположенные объекты — глаза двигаются быстро туда-сюда, а голова остается на месте.

Фигуристы тренируют способность смотреть на объекты именно таким способом, когда они вращаются. Это компенсирует действие нистагма, что помогает устоять на ногах.

Профессиональные спортсмены используют также различные другие стратегии, чтобы предотвратить головокружение, в том числе поддержание равномерной скорости.

Датчики в нашей вестибулярной системе могут сработать только в случае изменения скорости, так что они не распознают вращение, которое происходит в устойчивом темпе.

Если спортсмены могут управлять скоростью, они сталкиваются с головокружением только тогда, когда ускоряются или замедляются при вращении.

Балерины используют другую технику, которую называют «удерживанием точки».

Исполняя пируэты, они пытаются минимизировать вращение головы: до последнего удерживают ее на месте, а затем, в конце поворота тела, быстро поворачивают ее вслед за туловищем. Это ограничивает нистагм.

Исследование 2013 года показало, что за годы тренировок в мозгу танцоров балета происходят изменения, благодаря которым они с легкостью выполняют сложные вращения, не чувствуя после них головокружения.

Несмотря на все это, фигуристы и танцоры по-прежнему иногда теряют равновесие после вращений. Однако специальные тренировки помогают им быстро приходить в себя.

источник

Пока весь мир следит за успехами наших (и не только) спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхане, мы продолжаем рассказывать о допинге, травмах и успехах олимпийцев не только в спорте, но и в борьбе со смертельно опасными заболеваниями.

Сегодня на повестке дня фигурное катание.

Если вы хотя бы раз смотрели соревнования «по фигурке» — а вы, готовы спорить, смотрели — то наверняка задумывались, как фигуристам удается продолжать программу после вращений, когда, казалось бы, по всем законам физики у них должна закружиться голова.

Что и говорить, даже пара вращений на офисном кресле могут привести к тому, что мир перед глазами поплывет, правда? Оказывается, пропасть между нами и профессиональными спортсменами куда больше, чем регулярные тренировки. И все дело здесь, уверены ученые, в работае внутреннего уха, которое позволяет фигуристам даже после акселей, ритбергеров и флипов оставаться, скажем так, в здравом уме и твердой памяти.

«В нашем внутреннем ухе есть три заполненных жидкостью трубки, известные как полукружные каналы.

Каждый из них соотносится с определенной осью движения: вверх и вниз, влево и вправо, а также в сторону, — объясняет Live Science Пол Дицио (Paul DiZio), невролог из Брандейского университета (Brandeis University).

— Когда вы двигаете головой, жидкость внутри трубок тоже начинает двигаться, выступая своего рода датчиком, который дает телу ощущение того, что с ним что-то происходит».

Обычно движения, которые мы делаем, длятся не слишком долго.

И особенно если речь идет о вращательном движении, которое если и осуществляется, то в течение ограниченного промежутка времени (поворот головы, чтобы посмотреть в окно, или откидывание головы назад, чтобы размять шею). Наше внутренне ухо в этом смысле отлично натренировано, так что все это не вызывает у нас не то что головокружения, но и вообще каких-либо проблем.

По словам Джеймса Лакнера (James Lackner), нейробиолога из Брандейского университета, для равновесия, особенно когда речь идет о сложных вращениях в фигурном катании, имеет значение и стабильность глаз.

О чем идет речь? Если во время вращения мы закроем глаза, то эффект не будет таким уж впечатляющим.

Но если глаза остаются открытыми, как того требует фигурное катание, они пытаются следовать за движением, которое на самом деле не осуществляется (ну, или осуществляется, но не так интенсивно, как нашему организму хотелось бы).

Проблема разного рода вращений заключается еще и в том, что когда полукружные каналы во внутреннем ухе получают сигнал о движении, они начинают активно делать свое дело, перемещая жидкости. Это, объясняют ученые, и вызывает «состояние нестояния», которое возникает, крутитесь вы на офисном стуле или на карусели во дворе, решив вспомнить детство.

Но было бы странно утверждать, что даже лучшие из фигуристов защищены от этого эффекта. Просто потому, что их внутреннее ухо не может вести себя как-то иначе, а жидкости в полукружных каналах невозможно «обучить». Так что же делают спортсмены, чтобы справиться с этим?

Эксперты говорят, что, в первую очередь, фигуристы приучают мозг к ощущению головокружения.

Это нам оно кажется странным и неприятным, но мы помним, что любое действие, повторенное множество раз, рано или поздно станет рутинным. «Это похоже на ситуацию, когда вы начинаете есть что-то сладкое.

Третий или четвертый кусок торта наверняка покажется вам не таким вкусным, как первый», — приводит пример Пол Дицио.

Но для подготовки к высокоскоростному вращению на олимпийском уровне фигуристы должны приспособиться ко всему набору сенсорных входов.

И это, будем откровенны, несколько сложнее, чем приспосабливаться к дополнительному кусочку торта.

Проводя эксперименты с участием людей, которым необходимо контролировать головокружение (но не фигуристов), Дицио и Лакнер пришли к выводу, что все дело здесь в практике.

«Практика, практика и еще раз практика», — говорит Пол Дицио. Что касается фигуристов, то здесь отлично работает постепенное накапливание вращений: они начинают с двух, трех, четырех, а после приучают себя к десяти, чтобы необходимые пять уже не провоцировали дезориентацию.

Впрочем, и при ежедневной практике к этому невозможно привыкнуть на 100%.

Даже Евгения Медведева и Алина Загитова после своих экстремально красивых вращений ощущают некоторый дискомфорт, пусть зритель никогда и не догадается об этом. Здесь объясняет Дицио, помогают особые трюки.

Внутреннее ухо, как мы поняли, напрямую связано со зрением, так что поиск визуального ориентира, на котором фиксируется взгляд во время вращения, может быть очень кстати.

У исследователей есть еще одно интересное предположение. «Это моя теория, но, если честно, я думаю, что в ней есть какой-то смысл.

Я заметил, что в 80% случаев после сложного прыжкового элемента или просто вращения фигуристы не просто приземляются на лед, но опускают голову на несколько секунд», — замечает Пол Дицио.

По словам невролога, это может быть бессознательной попыткой человека «перезагрузить» мозг, вернув ощущениям стабильность.

источник

Вместе с интересом к фигурному катанию у зрителей появляется много вопросов, ответы на которые могут быть неожиданными.

Как фигурное катание получило свое название

Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу. До 1990 года в официальных соревнованиях присутствовали обязательные фигуры, иначе называемые «школа», оценка за которые составляла большу́ю долю итогового результата.

Какие элементы исполнять запрещено

Во время выступления спортсменов нередки падения с прыжков, поддержек и выбросов, травмы от конька партнёра, поэтому в фигурном катании довольно много запрещенных элементов. Вот некоторые из них:

Источник: https://lechenie.historyam.ru/kruzhitsya-golova/kak-u-figuristov-ne-kruzhitsya-golova/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.