Вегетативная и генеративная почка рисунок из рабочей тетради

Практическая работа

Вегетативная и генеративная почка рисунок из рабочей тетради

Практическая работа №5 «Побег. Строение вегетативных и генеративных почек».

Цель работы: Изучить морфологию побегов, их подземные и надземные видоизменения, рассмотреть разнообразие почек.

Оборудование и материалы: живые и гербарные образцы побегов каштана, боярышника, рускуса, травянистых растений, корневище, луковицы лука, клубни картофеля, шпилька, нить, скальпель.

Общие сведения: Стебель – важный осевой вегетативный орган растения. Он морфологически и функционально соединяет органы почвенного (корень) и воздушного (листок) питания.

По нему идет восходящий поток воды и минеральных солей от корней к листьям и нисходящий поток пластических веществ от листьев к местам потребления и откладывание их впрок. Стебель имеет верхушечный рост, отрицательный геотропизм, радиальную симметрию, сложное внутреннее строение, обусловленное выполнением различных физиологических функций.

Он способен создавать и нести листья, ветки, цветы, плоды, накапливать запасные питательные вещества, закладывать почки, восстанавливаться, быть органом размножения.

Стебель с размещенными на нем листьями и почками называется побегом. (рис.18.) Место на стебле, к которому прикреплен листок, называется узлом, а участок между соседними узлами – междоузлиями.

По развитию междоузлий различают три типа побегов: укороченные (яблоня), нормальные (лещина), удлиненные (айлант).

Расстояние (угол) между стеблем и черенком листа, что отходит от него, называется пазухой листа.

Рис.18. Строение побега

Заканчивается стебель верхушкой, которая является укороченным зачаточным побегом. В пазухах листьев закладываются пазушные, или

боковые почки (одиночные, сериальные, коллатеральные). Почки, которые образуются на междоузлиях, корнях, листьях, называются дополнительными. Кроме отмеченных почек, является еще цветочные, или генеративные, почки заключают в себе только зачаток соцветия (вишня) или одиночный цветок.

Вегетативнаяпочка состоит из конуса нарастания стебля, зачатков листьев, зачатков почек и почечных чешуй. В вегетативно-генеративныхпочках заложен ряд метамеров, а конус нарастания трансформируется в зачаточный цветок или соцветие.

Почки, которые длительное время не прорастают, а развиваются лишь при определенных условиях (обрезка, замерзания), называются спящими.

Рис.19.Типы почек: 1 – вегетативная, 2 – вегето-генеративная, 3 – генеративная.

Размещение листьев на стебле бывает: поочередное или спиральное (яблоня), супротивное (гвоздика, сирень) – на одном узле листья размещены с противоположных сторон стебля, мутовчатое (подмаренник) – с одного узла отходит три и более листьев.

Рис.20.Типы листорасположения: а – поочередное, б – супротивное, в – мутовчатое.

Ход практической работы.

Инструктивная карточка.

  1. Макроскопическое исследование морфологии побега.

Задание: Среди гербарного и живого материала найдите побеги каштана съедобного или других видов данного рода. Выберите из них типичные и тщательно изучите. Для этого рекомендовано воспользоваться ручной или бинокулярной лупой.

Легко установить, что побег состоит из стебля, как основной несущей части, листьев, почек, узлов и междоузлий. Возьмите стебель и внимательно изучите его.

Воспользовавшись скальпелем, сделайте поперечный срез и убедитесь, что основная часть стебля представлена ​​древесиной, а кора и сердцевина занимают незначительную его часть.

На стебле живых побегов найдите, а на рисунке покажите узлы – место прикрепления листьев и междоузлий между двумя соседними узлами. На стебле хорошо заметны листовые рубцы, остались после опадения листьев.

Обратите внимание на то, что на этих рубцах тупоугольной формы заметны листовые следы в виде окаймленных точечных образований. Кроме того, у двухлетних побегов на стебле хорошо видно плотно удлиненные чечевички.

Рис.21. Побег каштана конского: 1 – верхушечная почка; 2 – место прикрепления почечных чешуек; 3 – междоузлия; 4 – листовой рубец; 5 – листовой след; 6 – чечевички.

Листья у каштана размещены супротивно. В их пазухах развиваются боковые или пазушные почки. Заканчивается побег верхушечной почкой, Препарируйте ее и изучите.

Вы видите, что внешне она покрыта плотно сомкнутыми коричневатыми кроющими чешуйками, пропитанными по краям липким смолистым веществом. С помощью пинцета отодвиньте кроющие чешуи и под ними увидите зародышевые, зеленые листочки.

Если вы их удалите, то откроется светловатый конус нарастания, который представляет собой верхушечную образовательную ткань.

Зарисуйте схему строения побега каштана конского и подпишите все упомянутые его части.

  1. Макроскопическое исследование типов побегов по направлению роста.

Задание: В составе живого материала и гербарных образцов выберите следующие типа побегов по направлению роста: прямостоячие, восходящие, ползучие, цепкие, вьющиеся.

Сначала рассмотрите прямостоячие побеги. Для этого используйте лебеду белую. У нее стебель прямостоячий, в зрелом состоянии слегка ребристый, деревянистый. На нем четко выделяются узлы и междоузлия. Листья размещаются поочередно, в пазухах многих из них формируются боковые побеги, но их размеры всегда меньше размеров главной оси.

На примере люцерны желтой рассмотрите и изучите строение восходящего побега. Характерной особенностью их является изогнутость: нижняя часть стебля на поверхности земли, но не укореняется, а верхняя поднимается и приобретает вертикальное положение в пространстве.

На примере клевера ползучего ознакомьтесь со строением ползучих побегов. Особенностью их является наличие дополнительных корней, которые отходят от узлов при соприкосновением с влажным грунтом. От ползучего стебля отходят прямостоячие стебли и соцветия на длинных ножках. На этих стеблях найдите верхушечные почки, благодаря которым

они удлиняются. У ползучих стеблей земляники побеги с короткими междоузлиями называют плетьми, а побеги с удлиненными междоузлиями – усами, или столонами.

На примере подмаренника цепкого ознакомьтесь с цепляющимися побегами. По его стеблям вырастают придатки в виде прицепок, крючков. Среди раздаточного материала, найдите деревянистые и травянистые лианы.

Вы их легко распознаете по хорошо выраженным тонкими удлиненным стеблям, которые обвиваются или цепляются за другие растения. Обратите внимание на то, что в узлах винограда хорошо закрученные деревянистые усики и удлиненные междоузлия.

У березки стебли вьющиеся с нормальными междоузлиями, а у подмаренника цепкого – удлиненные с обратными зацепками, с помощью которых цепкие и вьющиеся растения прикрепляются к растениям-опорам.

Рис.22. Биологические типы побегов за размещением в пространстве:

а – прямостоячий; б – восходящий; в – вьющийся; г – цепляющийся; (в и г – лианы); д – ползучий

  1. Макроскопическое исследование надземных видоизменений побега.

Задание: На примере боярышника ознакомьтесь с видоизменением побега – колючкой. Доказательством побегового происхождения ее является

очень развитая древесина. На колючках можно увидеть листочки и цветки

или даже плоды.

Усик винограда – это также видоизменение побега, свидетельством чего является одеревенение, размещение его в пазухе листа.

https://www.youtube.com/watch?v=SI3bWjmjKxQ

На примере рускуса изучите особенности строения кладодии. Это

видоизменение побега приобретает вид листовой пластинки. Обратите внимание на то, что вырастает он из пазухи видоизмененного листочка. Кроме того, кладодий, как типичный побег, несет цветки и плоды, которые формируются в пазухе чешуйчатой ​​листочка.

Рис. 23.Видоизменения побега:

А – надземные видоизменения побега: а – колючки; б – кладодии; в – сочные стебли кактуса; Б – подземные видоизменения побега: г – корневище; д – луковица; е – клубень; 1 – лладодий; 2 – цветок; 3 – редуцированный листок; 4 – рубец (место прикрепления листа); 5 – редуцированные листья; 6 – дополнительные корни; 7 – сухие покровные чешуи;8 – сочные чешуи; 9 – почечка; 10 – донышко; 11 – ячейки; 12 – столоны

  1. Макроскопическое исследование подземных побегов.

Задание: на примере клубни картофеля изучите особенности строения видоизменения побега. Клубни развиваются благодаря разрастанию боковых побегов типа столонов. В них накапливаются питательные вещества и меняется структурное строение.

На поверхности клубней вы узнаете глазки (почки), размещенные в пазухах видоизмененных листьев, имеют вид надбровных дуг с чешуйчатыми придатками.

Если возьмете шпильку и нить и проведете ее от верхней почки к каждой последующей, размещенной ниже, то обнаружите спиральное, поочередное размещение ячеек, как и листьев или вегетативных почек на стебле. Когда сделаете продольный разрез клубня, то увидите ведущие элементы, как и в стебли.

Зарисуйте клубень картофеля и подпишите названные его составляющие.

Рис.24. Клубень картофеля.

У пырея изучите строение корневища, как примера видоизмененного

побега. Оно вроде корня, но у него на конце найдете не корневой чехлик, как

у корня, а верхушечную почку, которой нарастает корневище, как и стебель. Кроме того, на корневище хорошо заметны листовые рубцы, междоузлия, узлы, от которых отходят дополнительные корни.

Зарисуйте корневище пырея и подпишите названные его составляющие.

Рис.25. Корневище.

На примере луковицы лука огородной изучите особенности строения луковицы. Последняя – это подземное видоизменение побега.

Если ее разрежете, то найдете коротенький прочный стебель – донце с укороченными междоузлиями и узлами, от которых отходят видоизмененные мясистые листья, а извне – сухие чешуеобразные листья.

В пазухах листьев иногда можно увидеть пазушные почки. От донца отходит пучок придаточных корней, как и в стебли.

Зарисуйте луковицу лука и подпишите названные его составляющие.

Рис.27. Луковица.

В качестве выводов ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение понятия побег.

  2. Назовите составляющие его части и их функции.

3. Что собой представляет почка, какие типы почек можете назвать?

4. Назовите типы побегов по способу ветвления. Приведите примеры

травянистых растений, для которых они свойственны.

5. Какие вы знаете подземные видоизменения побега и у каких видов растений?

6. Какие вы можете привести доказательства того, что клубень картофеля является видоизменение побега?

7. Приведите доказательства того, что усик, колючка и корневище являются видоизмененными побегами.

Источник: https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-pobeg-stroenie-vegetativnih-i-generativnih-pochek-2273998.html

Вегетативная и генеративная почка рисунок из рабочей тетради

Вегетативная и генеративная почка рисунок из рабочей тетради

Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками

18. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках

1 – верхушечная почка, 2 – боковая почка, 3 – междоузлие

19. Выполнив лабораторную работу «Строение почек. Расположение почек на стебле» ( см. с. 28 учебника), зарисуйте расположение почек на стебле

Вегетативная слева 1 – почечная чешуя, 2 – зачаточные листья, 3 – конус нарастания, 4 – зачаточный побег. Генеративная справа 1 – почечная чешуя, 2 – зачаточные листья, 3 – зачаточный цветок, 4 зачаточный побег. Из генеративной почки разовьется цветок или соцветие, она круглее и толще

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из вегетативная, а какая-генеративная

20. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Почки покрыты толстой защитной чешуей, помогающей переносить морозы или засуху

21. Закончите заполнение схем

По строению: вегетативные и генеративные

по расположению на стебле: верхушечные, боковые и пазушные

Вегетативная почка имеет: чешую, зачаточные листья, зачаточный побег, конус нарастания

Генеративная почка имеет: чешую, зачаточные листья, зачаточный побег, конус нарастания с зачаточным цветком

22. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега

Из зачаточного побега – стебель, из зачаточных листьев – листья, из конуса нарастания – верхушечная почка, чешуя отпадет

источник

17. Закончите определение.

Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками .

18. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

1 – верхушечная почка, 2 – боковая почка,

3 – междоузлие.

19. Выполнив лабораторную работу «Строение почек. Расположение почек на стебле», зарисуйте расположение почек на стебле.

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая — генеративная.

Вегетативная слева: 1 – почечная чешуя, 2 – зачаточные листья, 3 – конус нарастания, 4 – зачаточный побег.

Генеративная справа: 1 – почечная чешуя, 2 – зачаточные листья, 3 – зачаточный цветок, 4 зачаточный побег. Из генеративной почки разовьется цветок или соцветие, она круглее и толще.

20. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Ответ: Почки покрыты толстой защитной чешуей, помогающей переносить морозы или засуху.

21. Закончите заполнение схем..

22. Рассмотрите рисунок. Стравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

Ответ: Из зачаточного побега – стебель, из зачаточных листьев – листья, из конуса нарастания – верхушечная почка, чешуя отпадет.

Лабораторная работа «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Рассмотрите побег какого-либо растения. Как расположены почки на стебле?

Ответ : на верхушке и в пазухе листа

Чем защищены почки от внешних неблагоприятных воздействий? Разрежьте вегетативную и генеративную почки и рассмотрите их строение. Чем различаются эти почки?

Ответ : в генеративной есть зачаточные бутоны или соцветия

Ответ : имеется зачаточный побег

Обозначьте на рисунке 5 цифрами части вегетативной и генеративной почек: 1 – чешуйки, 2 – зачаточный стебель, 3 – зачаточные листья, 4 – конус нарастания, 5 – зачаточный бутон

2. Рассмотрите рисунок 6 и выпишите цифры, которыми обозначены части побега:

Ответ : «Типы листорасположения».

Число листьев, отходящих от одного узла, их расположение

3 или больше, в виде листовой мозайки

2 листа, один напротив другого

4. Опишите, как осуществляется рост побега в длину

Ответ : В длину побег растет за счет деления клеток в конусе нарастания верхушечной почки. Там находятся клетки образовательной ткани (верхушечной меристемы).

17. Закончите определение. Побегом называют — стебель с расположенными на нём листьями и почками.

18. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

19, Выполнив лабораторную работу «Строение почек. Расположение почек на стебле» (см. с. 28 учебника), зарисуйте расположение почек на стебле.

Лабораторная работа: Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, и зарисуйте их.

2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Неблагоприятные условия почкам помогает переносить плотная кожистая почечная чешуя, которая отпадает когда почка распускается.

3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 19 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.

4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 19.

И у вегетативных, и у генеративных почек имеется зачаточный стебель, зачаточные листья, конус нарастания и чешуйки.

Генеративные точки отличаются от вегетативных тем, что у них на конусе нарастания имеется ещё зачаточные цветки (бутоны). Эти почки крупнее и выглядят более округлыми.

5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Вывод: почка представляет собой зачаточный побег.

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая — генеративная.

Вегетативные и генеративные почки практически идентичные, но у генеративной почки на конусе нарастания имеются ещё и зачаточные цветки. Кроме того, генеративные почки на вид больше и округлее. Из вегетативной почки развиваются стебли и листья, а из генеративной почки цветы или соцветия.

20. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Почки покрыты толстой защитной чешуёй, которая помогает им переносить засуху и сильные морозы.

21. Закончите заполнение схем.

22. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

Почка является зачаточным побегом: из зачаточного стебля развивается стебель, из зачаточных боковых почек развиваются боковые почки, из зачаточных листьев развиваются листья, а х конуса нарастания развивается верхушечная почка. Чешуя почки отпадает, поэтому на стебле её еже нет.

Вегетативные – корень, побег.

Генеративные – цветок, плод.

2. Выполните лабораторную работу «Строение семян двудольных растений» ( см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли.

1 — стебелек 2 – почечка 3 – корешок 4 – семядоли

3. Выполните лабораторную работу «Строение зерновки пшеницы» ( см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.

1 – околоплодник 2 – эндосперм 3 – щиток 4 – почечка 5 – стебелек 6 – корешок

Вывод: фасоль является двудольным растением, поэтому имеет 2 семядоли. Пшеница – это однодольное растение, имеет одну семядолю и эндосперм.

Виды корней и типы корневых систем

8. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.

9. Выполнив лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы» (см. с. 14 учебника), заполните таблицу.

Стержневая: выражен главный корень, есть боковые и придаточные корни. У свеклы, моркови.

Мочковатая: есть только боковые и придаточные корни. У пшеницы, лука.

Вывод – стержневая система характерна для двудольных растений, а мочковатая – для однодольных.

1 0. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют? Есть ли у вас опыт его применения?

Это метод окучивания. Для улучшения роста боковых и придаточных корней, чтобы увеличить урожай клубней картофеля. Кроме того, чем больше корней, тем мощнее будет растение, и тем лучше будет развиваться его верхняя часть (применяют при выращивании капусты, томатов, кукурузы и т.д.)

11. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.

1 – корневой чехлик,

12. Выполнив лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски» (см. с. 18 учебника), укажите, что обозначено цифрами.

1 – оболочка клетки волоска, 2 – цитоплазма, 3 – вакуоль и ядро,

4 – слущивающиеся клетки корневого чехлика.

Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.
У корневого чехлика и у клетки кожицы лука одинаковые части: тонкая оболочка, ядро, цитоплазма, но разную форму.

Источник: https://lechenie.historyam.ru/pochki/vegetativnaya-i-generativnaya-pochka-risunok-iz-rabochey-tetradi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.