Верхушка оси вегетативной почки представляет собой конус нарастания

Верхушка оси вегетативной почки представляет собой конус нарастания

Верхушка оси вегетативной почки представляет собой конус нарастания

На методическом совете «ИМЦ» Директор МБОУ ДПО «ИМЦ» «_____» __________ 201_____г. _______________

Протокол № ____ «______»______________2014 г.

«_____» __________ 201_____г.

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Укажите индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине:

2. Рисунок иллюстрирует пример проявления жизненного свойства:

3. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается

в) многокостянка;

г) многосемянная коробочка.

5. На рисунке представлен эффективный

6. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для

7. Стеблевое (побеговое) происхождение имеют колючки у:

8. Для кукушкиного льна характерно наличие:

10. Для тела высших растений характерно строение:

11. Верхушка оси вегетативной почки представляет собой:

12. Многощетинковые черви (полихеты):

в) изменяют свой пол в течение жизни;

г) бесполы, так как могут размножаться путем отрыва части тела.

13. Животное, представленное на рисунке, относят к одному из классов типа

Членистоногие. В отличие от представителей других классов Членистоногих данное

животное имеет:

а) наружный хитиновый покров;

б) сегментарное строение тела;

в) членистое строение конечностей;

14. У животного, изображенного на рисунке выше, конечности

15. Среди беспозвоночных животных ко вторичноротым относятся:

16. По строению тела брюхоногие моллюски, имеющие раковину:

б) билатерально симметричны;

17. Из названных обитателей моря наружным пищеварением обладают:

в) морские звёзды; +

18. На рисунке представлен скелет позвоночного

В строении осевого скелета данного объекта

19. Согласно результатам генетического анализа

диким предком домашней собаки (Canis

20. Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:

б) развитию с метаморфозом;

в) питанию только богатой белками животной пищей; +

г) способности к длительному пребыванию под водой.

21. Берцовую кость следует отнести к уровню организации живого:

22. Оптимальная среда для высокой активности желудочных ферментов:

23. При ожогах руки I степени рекомендуется:

а) тщательно промыть открытые раны, удалить отмершие ткани и обратиться к врачу;

б) как можно скорее поместить руку в холодную воду или обложить кусочками льда; +

в) растереть конечность до покраснения и наложить тугую повязку;

г) туго забинтовать обожженную конечность и обратиться к врачу.

24. Лимфа по лимфатическим сосудам проводится от тканей и органов непосредственно в:

а) артериальное русло большого круга кровообращения;

б) венозное русло большого круга кровообращения; +

в) артериальное русло малого круга кровообращения;

г) венозное русло малого круга кровообращения.

25. Кровь теряет максимальное количество кислорода при прохождении через:

в) капилляры в одной из мышц; +

г) правое предсердие и правый желудочек.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).Укажите индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Бактерии являются возбудителями болезней –

1) чума, 2) холера, 3) амебная дизентерия; 4) оспа; 5) туберкулез.

2. При плазмолизе в растительной клетке –

1) тургорное давление равно нулю; 2) цитоплазма сжалась и отошла от клеточной

стенки; 3) объем клетки уменьшился; 4) объем клетки увеличился;

5) клеточная стенка не может больше растягиваться.

3. У паукообразных продукты обмена могут выделяться через –

1) антеннальные железы; 2) коксальные железы; 3) максиллярные железы;

4) протонефридии; 5) мальпигиевы сосуды.

4. У пресмыкающихся газообмен может осуществляться через –

1) лёгкие; 2) жабры; 3) поверхность кожи головы; 4) выросты слизистой

оболочки в ротовой полости; 5) пилорические выросты в кишечнике.

5. Птенцовыми птицами являются –

1) тетерев, 2) рябчик, 3) орел беркут, 4) волнистый попугай, 5) фазан:

6. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов –

1) костные рыбы; 2) земноводные, 3) пресмыкающиеся; 4) птицы; 5)

7. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества –

1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин.

8. Для условных рефлексов характерно то, что они –

1) врожденны, 2) стереотипны, 3) исчезают и возникают в течение онтогенеза,

4) возникают на основе условных, 5) индивидуальны.

9. В состав среднего уха входит –

1) молоточек; 2) слуховая (евстахиева) труба; 3) полукружные каналы;

4) наружный слуховой проход; 5) стремя.

10. Плазматическая мембрана участвует –

1) во взаимодействии клеток, 2) в избирательном транспорте веществ,

3) хранении генетической информации, 4) биосинтезе белка, 5) фагоцитозе:

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков. +

2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.

3. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским. +

4. Обычно у пасленовых завязь образована тремя плодолистиками.

5. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.

6. Мирацидий печеночного сосальщика обитает в воде. +

7. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды.

8. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше. +

9. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для лазания по деревьям. +

10. Наиболее вероятно, что головастик лягушки с удаленной в ходе эксперимента

щитовидной железой продолжит нормальный метаморфоз.

11. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании

12. Социальное поведение нельзя рассматривать в качестве основного признака

13. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная система.

14. Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь.

15. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.

источник

Важным событием в эволюции растительного мира был выход растений на сушу и связанное с ним приспособление крупных многоклеточных форм к жизни в почвенно-воздушной среде, вызвавшей дифференциацию (специализацию) однородных структур. Этот этап прогрессивной эволюции сопровождался образованием органов — характерной особенностью высших растений.

Высшие растения стабилизировали содержание воды внутри своего тела и стали относительно независимыми от колебания влажности в почве и атмосфере. С выходом на сушу у растений появились надземные и подземные органы с совершено разными функциями.

Поглощение воды с минеральными веществами и фотосинтез способствовали возникновению специализированных тканей в этих органах. Сейчас установлено, что морфологическая эволюция началась с риниофитов (псилофиты). Риния была обнаружена палеонтологами в Шотландии в 1913 г. Был изучен общий облик ее и структура тканей.

У ринии не было ни листьев, ни корней, ни стебля. Органы возникли позднее, но ее таллом имел уже внутреннюю структуру сухопутного обитателя. Имелись проводящие ткани, эпидерма с устьицами.

Ученые предполагают, что ассимилирующие листья в ходе эволюции возникли из групп талломов, расположенных в одной плоскости и сросшихся между собой. За счет объединения вертикально расположенных талломов образовались стебли.

За счет разделения функций между цилиндрическими осевыми органами (стебли) и плоскими боковыми (листья) прошла глубокая их специализация. Стебли сохранили способность к длительному верхушечному росту. Листья эту способность потеряли. Лишь у листьев папоротников сохранилась способность нарастать верхушкой вайи и даже ветвиться.

Успешному завоеванию суши способствовало возникновение почек — замкнутых вместилищ верхушечных меристем, защищенных листовыми зачатками и почечными чешуями. Они способствовали сохранению побегов в условиях резких колебаний температур и влажности во внешней среде.

Корни тоже произошли от талломов, простертых на поверхности почвы, а затем углубившихся в нее.

И побег, представляющий собой стебель с листьями и почками, развивающийся в течение одного вегетационного периода, и корневая система — все они возникли из осевых дихотомически разветвленных недифференцированных талломов. Это стало известно только в XX веке после изучения риниофитов и других ископаемых представителей растительного мира.

Интересно отметить, что основоположником научной морфологии растений является великий поэт и философ И.В. Гете (1790).

Итак, орган — это часть организма, имеющая определенное морфологическое и анатомическое строение, выполняющая определенные функции. Наличие органов особенность высших растений (рис. 67). У низших растении тело представлено или одной клеткой или телломом — недифференцированной массой клеток.

Побег, как и корень — основной орган высшего растения. Вегетативные побеги в типичном случае выполняют функцию воздушного питания, но имеют ряд других функций и способны к разнообразным метаморфозам. Спороносные побеги (в том числе и цветок) специализированы как органы репродуктивные, обеспечивающие размножение.

В современной морфологии растений побег в целом, как производное единого массива верхушечной меристемы, принимают за единый орган того же ранга, что и корень. Однако по сравнению с корнем побег имеет более сложное строение.

Он состоит из оси (стебля), имеющей более или менее цилиндрическую форму, и листьев — в типичном случае плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут.

Кроме того, обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов, возникающие, как и листья, в определенном порядке на оси и обеспечивающие нарастание побега и его ветвление, т.е. образование системы побегов.

Главную функцию побега -фотосинтез — осуществляют листья; стебли — преимущественно несущие органы, выполняют механическую и проводящую, а иногда и запасающую функцию.

черта, отличающая побег от корня, — его облиственность, а, следовательно, наличие узлов. Узлом принято называть участок стебля на уровне отхождения листа и мутовки листьев.

У некоторых групп растений (злаки, хвощи, гвоздичные) узлы редко обозначены в виде утолщений на стебле; у других растений границы узлов более или менее условны. Участки стебля между соседними узлами называют междоузлиями.

Обычно на побеге имеется несколько узлов и междоузлий, они повторяются вдоль оси побега. Таким образом, побег имеет метамерное строение.

Первый побег растения — его главный побег, или побег первого порядка. Он образуется из зародышевого побега, представленного гипокотилем, семядолями и почечкой, из которой формируются все последующие метамеры главного побега.

По положению эта почка -верхушечная; пока она сохраняется, данный побег способен к дальнейшему росту в длину с образованием новых метамеров. Кроме верхушечной, на побеге образуются боковые почки. У семенных растений, они как правило, находятся непосредственно над узлами, в пазухах листьев, называемых кроющими по отношению к этим пазушным почкам.

Каждый метамер типичного побега, таким образом, состоит из узла с листом и пазушной почкой и ниже лежащего междоузлия. Из боковых пазушных почек формируются боковые побеги, и происходит ветвление, за счет которого увеличивается общая площадь соприкосновения растения с воздушной средой.

Формируется система побегов, представленная главным побегом (побегом первого порядка) и боковыми (побегами второго порядка), а при повторении ветвления — и боковыми побегами третьего, четвертого и последующих порядков.

Почки.Почка — это зачаточный, еще не развернувшийся побег. Вегетативная почка состоит из зачаточной оси, оканчивающейся конусом нарастания, и зачаточных листьев разного возраста, расположенных друг над другом на этой оси, т.е. из серии зачаточных метамеров.

Наружные (нижние) листовые зачатки вследствие неравномерного роста загнуты над внутренними (верхними) зачатками и конусом нарастания, прикрывая их. Узлы в почке предельно сближены, так как междоузлия еще не успели вытянуться.

В пазухах листовых зачатков в почке уже могут быть заложены зачатки пазушных почек следующего порядка (рис. 68).

В вегетативно-генеративной почке заложен ряд вегетативных метамеров, а конус нарастания превращен в зачаточный цветок или соцветие.

Такие почки обычны для травянистых растений (копытень), но бывают и у древесных (сирень, бузина).

Чисто генеративные, или цветочные, почки заключают в себе только зачаток соцветия, без зеленых ассимилирующих листьев (вишня), или одиночный цветок; в последнем случае почку называют бутоном.

Источник: https://lechenie.historyam.ru/pochki/verhushka-osi-vegetativnoy-pochki-predstavlyaet-soboy-konus-narastaniya/

Тестовая работа по биологии 6 класс

Верхушка оси вегетативной почки представляет собой конус нарастания

Пояснительная записка

Назначение тестовой работы – оценить уровень усвоения обучающимися содержания курса биологии 6 класса с целью установления соответствия его требованиям, предъявляемым к уровню подготовки обучающихся данного класса.

Документы, определяющие нормативно-правовую базу проверочной работы тестовых заданий соответствует Обязательному минимуму содержания основного общего образования по биологии (приложение к Приказу МО РФ от 19.05.1998 № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»).

Характеристика структуры и содержания тестовой работы

Тестовая работа состоит из трех частей и включает 15 заданий разного уровня сложности.

В работе используются задания: с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, на соответствие, с выбором верных суждений, с кратким ответом, с развёрнутым ответом.

Включенные в работу задания проверяют следующие виды познавательной деятельности:

  • Знание и понимание содержания понятий
  • Умение устанавливать соответствие
  • Способность анализировать, сопоставлять, выявлять
  • Умение классифицировать организмы
  • Владение знаниями и умением излагать свои мысли

На выполнение работы отводится 45 минут.

Вариант 1

Задания уровня А.

А1. Стержневую корневую систему имеет

а) пшеница в) лук

б) фасоль г) овес

А2. Усы земляники – это

а) видоизмененные корни в) видоизмененные побеги

б) видоизмененные листья г) видоизмененные цветы

А3. Основную массу корневой системы злаков составляют корни

а) главные в) придаточные

б) боковые г) главный и придаточные

А4. Функция корневого чехлика

а) непрерывное удлинение корня за счет деления клеток

б) проведение воды и минеральных веществ

в) защита кончика корня от повреждений

г) всасывание воды и минеральных веществ

А5. Верхушка оси вегетативной почки представляет собой

а) зачаточный бутон в) зачаточный лист

б) конус нарастания г) основание побега

А6. Вода, с растворенными в ней минеральными веществами, осуществляет в листе восходящий путь в следующей последовательности:

а) устьице – клетки мякоти листа – сосуды

б) сосуды – клетки мякоти листа – устьице

в) ситовидные трубки – сосуды – клетки мякоти листа

г) ситовидные трубки – клетки мякоти листа – устьице

А7. Изучив анатомическое строение листа цветкового растения, биолог обнаружил, что в его строении отсутствуют устьица. Данное наблюдение позволило ему сделать вывод о том, что этот лист принадлежит растению, произраставшему

а) в водоеме в) на лугу

б) в умеренно влажном лесу г) в сухом песчаном месте

А8. Из пойманных насекомых росянка извлекает

а) воду в) углекислый газ

б) кислород г) минеральные вещества

А9. Земляника имеет плод

а) ягоду в) померанец

б) костянку г) многоорешек

А10. В процессе фотосинтеза растения поглощают из воздуха

а) углекислый газ в) кислород

б) воду г) азот

Задания уровня В.

В вопросах В1, В2 выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. К вегетативным органам растения относят

а) корень г) цветок

б) стебель д) плод

в) лист е) семя

В2. Видоизменением побега является

а) клубень картофеля г) клубень георгина

б) корнеплод моркови д) корневище ириса

в) луковица тюльпана е) усики гороха

В3. Выберите признаки, характерные для ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

  1. крупные одиночные цветки

  2. яркая окраска лепестков

  3. невзрачные, обычно мелкие цветки

  4. наличие нектара и аромата у цветков

  5. крупная, липкая, шероховатая пыльца

  6. мелкая, легкая, сухая пыльца

  7. перистые рыльца

  8. пыльники на длинных свисающих нитях

Ветроопыляемые: ___________________________

Насекомоопыляемые: ________________________

В4. Проанализируйте диаграмму цветка растения, представленную на рисунке. Соотнесите ее с формулами. Определите, какая формула соответствует диаграмме данного цветка.

Задание уровня С выполняется с использованием приведенного ниже текста.

Андрей решил изучить строение листьев нескольких растений. Рассматривая под микроскопом лист водного растения элодеи, он не нашел на ее листьях устьиц. Рассматривая лист кислицы, он, наоборот, нашел большое количество устьиц.

Лист был тонкий, гладкий с тонкой кожицей, в клетках мякоти листа было много хлоропластов. Рассматривая микропрепараты листа олеандра, Андрей выяснил, что количество устьиц на 1 мм2 меньше, чем у кислицы.

Устьица погружены в глубь листа и окружены волосками, а клетки верхней кожицы имеют толстые стенки.

Андрей задумался, почему листья разных растений имеют такие различия в строении?

С1. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

1. Какая ошибка допущена в тексте?

2. Как вы объясняете различия в строении листьев?

3. Предположите, в каких условиях произрастают кислица и олеандр?

Вариант 2.

Задания уровня А.

А1. Основную массу корневой системы злаков составляют корни

а) главные в) придаточные

б) боковые г) главный и придаточные

А2. Усы винограда — это

а) видоизменённые корни в) видоизменённые побеги

б) видоизменённые листья г) видоизменённые цветы

А3. Мочковатую корневую систему имеет

а) рябина в) малина

б) пшеница г) шиповник

А4. Образовательная ткань в корне

а) представлена корневым чехликом

б) образует зону деления

в) представлена корневыми волосками в зоне всасывания

г) находится в зоне проведения

А5. Стержневая корневая система лучше, чем мочковатая

а) осуществляет фотосинтез в) обеспечивает растение кислородом

б) всасывает вещества из почвы г) закрепляет растение в грунте

А6. Органические вещества, образовавшиеся в листе, осуществляют путь в следующей последовательности:

а) клетки мякоти листа – ситовидные трубки – клетки запасающей ткани

б) сосуды – клетки мякоти листа – клетки запасающей ткани

в) ситовидные трубки – сосуды – клетки мякоти листа

г) клетки мякоти листа – сосуды – клетки запасающей ткани

А7. Изучив анатомическое строение листа цветкового растения, биолог обнаружил, что тот имеет густое опушение и относительно небольшое количество устьиц. Данное наблюдение позволило ему сделать вывод о том, что этот лист принадлежит растению, произраставшему

а) в водоёме в) на лугу

б) в умеренно влажном лесу г) в сухом месте

А8. В стебле однодольных растений отсутствует

а) луб в) камбий

б) кожица г) древесина

А9. Плод гороха — это

а) коробочка в) орех

б) боб г) стручок

А10. В процессе фотосинтеза зеленые растения

а) поглощают солнечную энергию в) поглощают кислород

б) выделяют углекислый газ г) осуществляют испарение воды

Задания уровня В.

В вопросах В1, В2 выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Семена с эндоспермом имеют

а) пшеница г) горох

б) рожь д) тыква

в) ячмень е) частуха

В2. Соцветия, свойственные злакам

а) сложный колос г) метелка

б) головка д) кисть

в) султан е) зонтик

В3. Проанализируйте диаграмму цветка растения, представленную на рисунке. Соотнесите ее с представленными формулами. Определите, какая формула соответствует диаграмме данного цветка.

В4. Рассмотрите рисунок, на котором изображены растения, характерные для соснового леса и дубравы. Соотнесите каждое растение с типом леса.

Сосновый лес: ________________________

Дубрава: _____________________________

Задание уровня С выполняется с использованием приведенного ниже текста.

Алексей, подойдя к кусту сирени, заметил, что большинство листьев имеют светло- зелёную окраску и они более крупные. Но на кусте сирени были и листья, имевшие меньшие размеры и более тёмную зелёную окраску. Его это заинтересовало, и он решил изучить строение листьев. Аккуратно срезав светлый (1) и тёмный (2) листья, он приготовил микропрепараты и рассмотрел их под микроскопом.

С1. Проанализируйте текст, рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.

1. Чем строение листа 1 отличается от строения листа 2?

2. Как объяснить различия в строении листьев, росших на одном растении?

3. Почему лист 2 имеет более темную окраску?

Критерии оценивания и ответы.

Вариант 1 максимальное количество баллов – 21

Задания уровня А: за правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Задание 12345678910
Ответ бвввббагга

Задание В1: за полный правильный ответ ставится 1,5 балла; за неполный – по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Ответ: а, б, в.

Задание В2: за полный правильный ответ ставится 1,5 балла; за неполный – по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Ответ: а, в, д.

Задание В3: за полный правильный ответ ставится 4 балла; за неполный – по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Ответ:

Ветроопыляемые – 3, 6, 7, 8.

Насекомоопыляемые – 1, 2, 4, 5.

Задание В4: за полный правильный ответ ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Ответ: 1.

Задание уровня С: за полный правильный ответ ставится 3 балла; за неполный – по 1 баллу за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Ответ:

  1. Элодея – цветковое растение, а не водоросль.

  2. Различия в строении листьев связаны с тем, что эти растения приспособились к различным условиям существования.

  3. Кислица растет в тенистых и влажных местах. Олеанд – светолюбивое растение.

Вариант 2 максимальное количество баллов – 20

Задания уровня А: за правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Задание 12345678910
Ответ ввббгагвба

Задание В1: за полный правильный ответ ставится 1,5 балла; за неполный – по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Ответ: а, б, в.

Задание В2: за полный правильный ответ ставится 1,5 балла; за неполный – по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Ответ: а, в, г.

Задание В3: за полный правильный ответ ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Ответ: 3.

Задание В4: за полный правильный ответ ставится 3 балла; за неполный – по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Ответ:

Сосновый лес – 1, 3, 6.

Дубрава – 2, 4, 5.

Задание уровня С: за полный правильный ответ ставится 3 балла; за неполный – по 1 баллу за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.

Ответ:

  1. У первого листа хорошо развита столбчатая ткань, а у второго хорошо видны крупные клетки губчатой ткани, расположенные в три ряда.

  2. Первый лист световой, а второй – теневой. Он рос в глубине куста и был затенен другими листьями.

  3. В клетках теневого листа больше хлорофилла, поэтому он имеет более темную зеленую окраску.

Успешность выполнения работы определяется в соответствии со шкалой:

«5» – 80-100%

«4» – 60-80%

«3» – 40-60%

«2» – менее 40%

Источник: https://multiurok.ru/files/tiestovaia-rabota-po-biologhii-6-klass.html

Биология 7-8 класс, муниципальный этап (2 этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Верхушка оси вегетативной почки представляет собой конус нарастания

 ↑

На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

  1. Плод киви – это:
    • а) ягода;
    • б) тыквина;
    • в) многокостянка;
    • г) многосемянная коробочка.
  1. Спорофит (бесполое поколение) плауна булавовидного развивается из:
    • а) яйцеклетки;
    • б) сперматозоида;
    • в) зиготы;
    • г) споры.
  1. Стебель участвует в формировании колючек у:
    • а) дикой сливы;
    • б) осота;
    • в) белой акации;
    • г) опунции.
  1. Имеют корневища:
    • а) одуванчик;
    • б) купена;
    • в) берёза;
    • г) георгин.
  1. Формула цветка *О3+3Т3+3 П1 характерна для:
    • а) паслена чёрного и томата;
    • б) пырея ползучего и мятлика;
    • в) ландыша майского и купены лекарственной;
    • г) тюльпана и лилии регале
  1. Крахмал у покрытосеменных образуется в:
    • а) митохондриях;
    • б) вакуолях;
    • в) пластидах;
    • г) цитоплазме.
  1. Верхушка оси вегетативной почки представляет собой:
    • а) зачаточный бутон;
    • б) основание побега;
    • в) зачаточный лист;
    • г) конус нарастания.
  1. Корнеплод редиса – это видоизменение:
    • а) главного корня;
    • б) придаточного корня;
    • в) стебля и главного корня;
    • г) стебля.
  1. В состав клеточной стенки высших растений входит:
    • а) только целлюлоза;
    • б) только целлюлоза и пектины;
    • в) целлюлоза и хитин;
    • г) целлюлоза, гемицеллюлозы, пектины, белки.
  1. Устьица закрываются:
    • а) при недостатке углекислого газа;
    • б) при недостатке кислорода;
    • в) при недостатке воды;
    • г) при недостатке минеральных веществ.
  1. Однополые цветки характерны для:
    • а) картофеля;
    • б) огурца;
    • в) гороха;
    • г) яблони.
  1. Среди беспозвоночных животных ко вторичноротым относятся:
    • а) бодяга;
    • б) морские звёзды;
    • в) морской гребешок;
    • г) молочная планария.
  1. Одомашненные человеком насекомые относятся к отрядам:
    • а) равнокрылые и чешуекрылые;
    • б) прямокрылые и полужесткокрылые;
    • в) перепончатокрылые и двукрылые;
    • г) перепончатокрылые и чешуекрылые.
  1. Какое из перечисленных животных не относится к брюхоногим моллюскам?
    • а) морской ангел;
    • б) морской чертик;
    • в) морское блюдечко;
    • г) морской гребешок.
  1. У какого из перечисленных моллюсков наиболее крупные и сложные органы равновесия?
    • а) морской гребешок;
    • б) морское блюдечко;
    • в) кальмар;
    • г) устрица.
  1. У кого из этих насекомых развитие проходит с полным превращением?
    • а) мексиканский таракан;
    • б) китайская дубовая павлиноглазка;
    • в) палочник австралийский;
    • г) малайский листовидный кузнечик.
  1. Ракообразных из какого отряда нельзя найти в пресном озере?
    • а) веслоногие;
    • б) ветвистоусые;
    • в) десятиногие;
    • г) усоногие.
  1. Какое из перечисленных животных является гермафродитом?
    1. а) дафнии;
    2. б) паук-крестовик;
    3. в) перловица;
    4. г) виноградная улитка.
  1. Какие органы выделения у рыб?
    • а) почки;
    • б) метанефридии;
    • в) мальпигиевы сосуды;
    • г) клоака.
  1. Два круга кровообращения имеется у:
    • а) ехидны;
    • б) ската-хвостокола;
    • в) налима;
    • г) нереиды.

Часть 2

 ↑

Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».

  1. Пучковый камбий образует:
    • а) протофлоэму;
    • б) протоксилему;
    • в) пробку;
    • г) метаксилему;
    • д) эпидерму.
  1. Конечными продуктами бактериального брожения могут быть кислоты:
    • а) молочная;
    • б) ортофосфорная;
    • в) масляная;
    • г) серная;
    • д) муравьиная.
  1. В бактериальной клетке не встречаются компоненты:
    • а) пили;
    • б) центриоли;
    • в) лизосома;
    • г) мезосомы;
    • д) рибосомы.
  1. Большие гнездовые колонии чистиковых птиц на севере называют «птичьими базарами». Их возникновение связано с тем, что:
    • а) не хватает удобных мест для устройства гнезд;
    • б) гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями;
    • в) птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд;
    • г) продукты жизнедеятельности колонии птиц попадают в море, вследствие этого биомасса планктона увеличивается, что привлекает рыб, служащих птицам кормом;
    • д) коллективная защита птенцов от хищников более эффективна.
  1. Промежуточным хозяином широкого лентеца может быть:
    • а) рыба;
    • б) корова;
    • в) прудовик;
    • г) веслоногие раки;
    • д) свинья.

Часть 3

 ↑

Задание на определение правильности суждений. Номера правильных и неправильных суждений укажите в матрице знаком «Х».

  1. У папоротников гаметы образуются в результате мейоза.
  2. Опёнок осенний может паразитировать на деревьях.
  3. Эндосперм голосеменных растений является видоизменённым женскимгаметофитом.
  4. У плоских червей полость тела заполнена паренхимой.
  5. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение

Задание 1

Установите соответствие между перечисленными растениями и типами образуемых ими плодов:

Растения:Плоды:
А) фундук;Б) паслён;В) ежевика;Г) одуванчик;Д) овёс.1) семянка;2) зерновка;3) орех;4) многокостянка;5) ягода.

Задание 2

Перечисленных ниже виды животных распределите по частям света, в которых они обитают.

Животные:Континенты:
А) трубкозуб;Б) барибал;В) огненная саламандра;Г) тигр;Д) коала.1) Европа;2) Азия;3) Африка;4) Северная Америка;5) Австралия.

Часть 1

 ↑

а б в г а б в г
1 Х 11 Х
2 Х12 Х
3 Х 13 Х
4 Х14 Х
5 Х15 Х
6 Х16 Х
7 Х17 Х
8 Х18 Х
9 Х19 Х
10 Х20 Х

Критерии оценивания

 ↑

За каждый правильный ответ части 1 выставляется 1 балл, всего 20 баллов.

Если участник указал в матрице ответов 2 и более ответа на задание, он получает 0 баллов за это задание.

За каждый правильный ответ (да/нет) части 2 выставляется 0,4 балла, за каждое задание максимум 2 балла, всего 10 баллов. Если участник указал в матрице ответов одновременно и «да», и «нет», он получает 0 баллов за эту часть задания.

За каждый правильный ответ (да/нет) части 3 выставляется 2 балла, всего 10 баллов. Если участник указал в матрице ответов одновременно и «да», и «нет»,он получает 0 баллов за это задание.

За каждый правильный ответ части 4 выставляется 1 балл, за каждое задание –5 баллов, всего 10 баллов. В случае если участник указал в какой-либо строке матрицы большее количество ответов, чем необходимо, каждый лишний ответ снижает оценку за это задание на 1 балл, но не ниже 0 за задание.

Максимальная оценка – 50 баллов.

Источник: https://olimpiadnye-zadanija.ru/biologiya-7-8-klass-munitsipalnyj-etap-2-etap-g-moskva-2017-2018-uchebnyj-god/

Стебель

Верхушка оси вегетативной почки представляет собой конус нарастания

Побег — основной орган растения, производный верхушечной меристемы. В отличие от корня он с самых ранних этапов развития расчленяется на специализированные части.

Различают побеги вегетативные и спороносные. Спороносные побеги (в том числе и цветок) специализированы как репродуктивные органы, Вегетативный побег состоит из оси (стебля), листьев и почек (зачатки новых побегов).

Главную функцию вегетативного побега — фотосинтез — осуществляют листья, стебли выполняют механическую, проводящую, иногда запасающую функцию. черта побега, отличающая его от корня, — облиственность, а следовательно, наличие узлов. Узлом называют участок стебля, несущий лист или мутовку листьев.

У одних растений (злаки, гвоздичные, хвощи) узлы резко обозначены в виде утолщений на стебле, у других граница узла условна.

Участки стебля между узлами называются междоузлиями. Угол между листьями и стеблем — пазуха листа. Лист, в пазухе которого есть почка или побег, называется покровным.

На верхушке стебля находится верхушечная почка, которая обеспечивает рост (образование новых метамеров) побега. Кроме верхушечной, на побеге образуются боковые (пазушные) почки.

У семенных растений они находятся над узлами, в пазухах листьев. Из них формируются боковые побеги, происходит ветвление.

У растений часто образуются так называемые придаточные или адвентивные почки. Они возникают не в меристематической верхушке побега, а на уже дифференцированной части, органа, из внутренних тканей и обеспечивают активное вегетативное возобновление и вегетативное размножение.

Особую категорию составляют так называемые спящие почки, характерные для деревьев, кустарников и ряда многолетних трав. По происхождению они могут быть пазушными и придаточными, но в течение многих лет не превращаются в нормальные ассимилирующие или цветоносные побеги.

Нередко они «спят» в течение всей жизни растения, но сохраняют жизнеспособность в течение длительного времени.

Стимулом для пробуждения спящих почек служат повреждение ствола или ветви, естественное старение материнской системы побегов, связанное с затуханием жизнедеятельности нормальных почек, порубки лиственных деревьев.

Почка — зачаточный, еще не развернувшийся побег. Она состоит из меристематической зачаточной оси, оканчивающейся конусом нарастания, и зачаточных листьев разного возраста, расположенных на этой оси друг над другом.

Наружные листовые зачатки вследствие неравномерного роста, направленного вверх и к центру почки, загнуты над внутренними и конусом нарастания, покрывая их. Узлы в почке предельно сближены.

В пазухах листовых зачатков в почке уже могут быть заложены зачатки пазушных почек следующего порядка.

В ходе эволюции высших растений появление почки имело огромное биологическое значение: 1) наружные листовые органы почки защищают внутрилежащие; 2) почка представляет собой замкнутое темное пространство, внутри которого может происходить не только заложение новых листовых и почечных зачатков, но и их первоначальный рост.

Почки бывают вегетативные (состоят из меристематической зачаточной оси, оканчивающейся конусом нарастания, и зачаточных листьев); генеративные, или цветочные (состоят из зачатков соцветия или одиночного цветка), и вегетативно-генеративные (конус нарастания в таких почках превращен в зачаточный цветок или соцветие).

Внутри почки заключена меристематическая верхушка побега — апекс. Апекс обеспечивает формирование всех органов и первичных тканей побега: органогенез (образование органов) и гистогенез (формирование тканей).

Постоянное самообновление апекса происходит за счет инициальных клеток апикальной меристемы, сосредоточенных на кончике апекса. Вегетативный апекс побега в отличие от корня регулярно формирует на поверхности бугорки — зачатки листьев (листовые примордии).

Гладким остается лишь кончик апекса, который называют точкой роста или конусом нарастания побега.

Стебель и весь побег представляют собой «открытую» систему роста, т. е. они растут длительное время. У большинства растений рост осуществляется за счет верхушечной меристемы (апекса).

У многих растений наблюдается также вставочный или интеркалярный рост (у злаков, хвощей). Осуществляется он за счет интеркалярных меристем, расположенных в основании междоузлий.

Для стеблей характерны также боковые меристемы (прокамбий, камбий), обусловливающие рост в толщину.

У растений холодного и умеренного климата рост побегов зимой прекращается. На верхушке побегов и в пазухах их листьев образуются зимние почки, из которых на следующий год вырастают новые побеги.

—Источник—

Богданова, Т.Л. Справочник по биологии/ Т.Л. Богданова [и д.р.]. – К.: Наукова думка, 1985.- 585 с.

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Источник: https://big-archive.ru/biology/guide_to_biology/26.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.